Создание Шахматной школы "Этюд"

шахматная школа Прежде чем говорить о создании и развитии отдельно взятой шахматной школы, правильнее всего было бы разобраться с тем, что предшествовало ее возникновению, и какова была шахматная жизнь в СССР в целом. Первый чемпионат Советской России, получивший название «Всероссийской шахматной олимпиады» состоялся в Москве в конце 1920. Проведение данного мероприятия стало первым шагом на пути возрождения шахмат в нашей тогда еще полуразрушенной и не полностью восстановившейся после революционных потрясений стране. Далее события стали развиваться стремительно. В два последующих года были опробованы два возможных пути развития шахмат в нашей стране. Первый, построенный на частной инициативе, членских взносах и пожертвованиях, и второй – на связи с профсоюзными и государственными организациями, а следовательно, и на помощи государства. По первому пути шел Петроград, где находилось руководство Всероссийского шахматного союза, по второму – Москва, где шахматная секция была создана при Московском Совете профсоюзов. В 1924 состоялся объединительный съезд, на котором Всероссийский шахматный союз был ликвидирован.

шахматная школа Спустя десять лет после первой всероссийской шахматной олимпиады можно было уже смело говорить о том, что в СССР возникла советская школа шахмат. Опираясь на наследие прошлого, советская школа критически его переработала. От итальянской школы, было взято отношение к шахматам, как к искусству, но в более широком смысле – как к искусству, отражающему глубину и красоту человеческой мысли. От позиционной школы было взято отношение к шахматам как к науке, которую можно изучать научными же методами, используя современный объем знаний. От «гипермодернистов» перенято стремление к активной контригре. Конечно, одной из причин успехов советской шахматной школы явилось то, что впервые в истории шахматы у нас в стране получили государственную поддержку, были включены в государственную систему развития физкультуры и спорта. Может быть, эта связь со спортом привела к тому, что шахматные соревнования на всех уровнях стали рассматриваться, как и любые другие спортивные состязания. А чтобы добиться успеха в спорте, нужно систематически тренироваться, нужно специально готовиться. Хотя страна во время второй мировой войны понесла тяжелые потери, но огромный шахматный потенциал, созданный еще до войны, удалось сохранить.

Начиная с 1952 СССР – участник Всемирных шахматных олимпиад. 17 раз (из 18) сборная нашей страны выходила победителем этих соревнований. Получается, что эти удачи не были случайными, скорее их можно назвать закономерными. В чем залог такого успеха? Шахматы, как вид спорта пользовались невероятной популярностью в Советском Союзе, как на профессиональном, так и на любительском уровне. В послевоенное время трудно было найти человека, незнакомого с этой игрой. Один из лучших учеников школы «Этюд» а ныне профессиональный шахматист Евгений Наер причину данного феномена видит в следующем: «Тогда был Советский Союз. И это, скорее, вопрос политический. Видимо, нам необходимо было доказывать всем, что мы сильнее, ну если не сильнее, то хотя бы умнее». шахматная школа Соответственно, успехи в шахматном спорте служили доказательством нашего интеллектуально превосходства над потенциальным противником. Следуя лозунга «Сильнее, умнее, быстрее!», советские граждане усердно развивали не только свои физические, но и умственные способности. Обычно любовь к шахматам в советских семьях прививалась еще в детстве, когда любопытному ребенку кто-либо из родителей показывал занимательную игру под названием шахматы. Иногда интерес к юрким пешкам, изогнутым коням, горделивым ладьям и прочим фигурам сохранялся надолго, если не на всю жизнь. И тогда следующим этапом самосовершенствования для юного гроссмейстера становилось посещение какой-либо шахматного кружка или секции. На момент возникновения школы «Этюд», а произошло это знаменательное событие в 88-ом году, в Москве, столице нашей необъятной родины, функционировало две крупнейших детских шахматных центра: СДЮШР «Юность Москвы» при клубе им. Т.В. Петросяна, СДЮШР-3 при ЦДДюТ на Воробьевых горах. Привилегированное положение эти школы заслужили скорее благодаря значительной поддержке государства и большому притоку учеников. Однако помимо них в Москве существовало множество других специализированных кружков и секций, куда мог поступить любой желающий. Пожалуй, теперь самое время перейти к разговору о школе «Этюд».

Наряду с другими детскими организациями, в которых можно было научиться премудростям игры в шахматы, в Москве существовал Кировский Дворец пионеров. Здесь первые свои уроки получили многие талантливые ребята. В 1988 году благодаря усилиям талантливого тренера, мудрого наставника и умелого организатора, Александра Петровича Бодиско (фото 1) от Дворца Пионеров отделилась шахматная школа «Этюд», под которую было выделено отдельное помещение. Бодиско шахматная школа соответственно стал директором новообразовавшейся школы. Изначально «Этюд» воспринимался как некий филиал дома пионеров, но по прошествии времени школа приобрела полную самостоятельность и независимость. С самого начала своего существования школа получила статус базовой шахматной школы Шахматной федерации СВАО города Москвы. Здесь преподавали такие тренеры, как сам Александр Бодиско и Леонид Бетин (фото 2). Бетин вел уроки у начинающих групп, Бодиско занимался с ребятами чуть постарше. Хозяйственными вопросами занимался Виталий Ледовский. Однако вскоре Ледовский был вынужден покинуть школу из-за неразрешимых разногласий с ее директором. Однако на деятельности «Этюда» это ни коем образом не отразилось. В учениках отказа по-прежнему не было. Школа стала завоевывать популярность. По воскресениям на турниры собирались жители близлежащих районов. Ученики совершенствовались в мастерстве. На соревнованиях стали выступать от имени школы «Этюд». Одаренные ученики стали приносить своей школе яркие победы. До начала 90-х года «Этюд» функционировал самостоятельно, что являлось значительным достижением, которым практически не могла похвастаться ни одна другая московская шахматная школа. Подобная независимость напрямую связана с сильным, свободолюбивым характером ее основателя. Обладая ярко выраженными лидерскими качествами, Александр Петрович Бодиско мог многого добиться как для самой школы, так и для ее учеников.

шахматная школа Вскоре у «Этюда» сформировались партнерские отношения со средней общеобразовательной школой № 962. Первым значительным успехом школы «Этюд» на всесоюзном уровне можно считать завоевание 2-ого места в первенстве общеобразовательных школ «Белая ладья», которое состоялось в 1990-м г. Победу команде принес юный Александр Захаров (фото 3 ). Уже в следующем году команде «Этюда» удалось сделать значительный рывок вперед и занять долгожданное 1-ое место. На этот раз победителем стал Евгений Наер (фото 4). Из статьи «Игра и Дети»: «На всесоюзных финальных соревнованиях «Белая ладья», что состоялись в Луганске, успешно выступили шахматисты 962-й московской школы. Они стали первыми в соперничестве с 15-ю командами из союзных республик и Ленинграда (За каждую команду играли 4 мальчика и девочка – возрастной ценз 1977 год рождения)…Лучший результат на первой доске – 9 ½ из 10 – показал кандидат в мастера Женя Наер». После этого значительного достижения в школу стали поступать дети из Подмосковья, Челябинска, Улан-Удэ и многих других городов (фото 5). Следующим достижением уже на международном уровне можно считать почетное третье место на Всемирной детской шахматной Олимпиаде, проводимой в Испании в городке Линарес, которая состоялась в 1992-ом году. Шахматная школа «Этюд» развивалась невероятными темпами. Под имя знаменитого в шахматной среде тренера, Александра Петровича Бодиско и под достижения его учеников обеспеченные люди, говоря современным языком, щедрые спонсоры, с большим желанием стали выделять деньги на развитие школы и поддержку наиболее перспективных ее учеников. Однако в 1994-ом году произошло трагическое событие – основатель школы Александр Петрович скончался. Но шахматная история «Этюда на этом не закончилась. Учеников школы ждало много ярких, запоминающихся соревнований, и они, оправдывая затраченные на них силы гениального тренера, приносили своей родной школе победу за победой.

ОКНО В ШКОЛУ

турнир 3...Турнир па...Торжестве...Шестой эт...Юные даро...